Хотим мы этого или нет - компьютер прочно вошел в нашу жизнь. И будущее - за ним. Оглядываясь на своих соседей, уже купивших персональный компьютер, мы все чаще задаем себе вопрос: `Не пора ли и нам его купить ребенку?`.

Много вопросов

Чаще всего родителей беспокоит отрицательное влияние компьютера на зрение и его вредные излучения. Кроме того, многие слышали о хакерах - фанатах, полностью погруженных в компьютерный мир, общение с которым они предпочитают всем остальным видам коммуникации. Взрослые, естественно, озабочены, не произойдет ли это и с их ребенком?

Так покупать компьютер? Или подождать? И сколько ждать? А не будет ли слишком поздно?

У ребенка уже с раннего возраста, как только он начинает понимать ценность общения со сверстниками, появляется желание проявить себя и в работе с компьютером. Ему хочется творить, создавать что-то своими руками, строить свой мир - и чтобы никто не мешал ему, не читал нотаций. С людьми этого добиться нелегко. А с компьютером?

Сравним две ситуации:

Первая - ребенок за компьютером. Он сидит дома, не бегает, не прыгает, не разбрасывает игрушки, не малюет карандашами и фломастерами где попало. Ребенок поглощен настолько, что даже не пристает к взрослым. Возможно, он занимается уроками (по обучающим программам) или просто с пользой развлекается (при помощи развивающих программ).

Вторая - компьютера нет. Зато есть масса проблем.

Усадить ребенка за уроки, погулять с ним. Потом чем-то занять. Потом убрать все, что он разбросал, или уговорить его самому это сделать и т.д. При этом тратятся и нервы, и время - сплошная головная боль...

И многие родители, купив своему дитятке персональный компьютер, с облегчением переводят дух: занимательность `умных машин` не сравнить ни с телевизором, ни с каким-либо другим занятием. Но действительно ли все так просто?

Какие проблемы?

Компьютерофобия. Ребенок боится, что не справится с требованиями компьютера - не только на начальном этапе освоения, но и на более позднем сроке. Ребенком овладевает необъяснимый страх, который проявляется в состояниях неуверенности, нерешительности, раздражительности.

Родители должны обратить внимание на индивидуальную восприимчивость своего ребенка. Ведь компьютерные страхи чаще возникают у детей беспокойных, неуверенных в себе и компьютер для них - `угрожающий стимул`, который может спровоцировать усиление общего состояния тревоги.

Явление противоположное компьютерофобии, - чрезмерная увлеченность компьютером. Нередко оторвать ребенка от монитора можно только со скандалом - так красочен и динамичен виртуальный мир, в который он погружается и который сам творит.

Со временем этот мир начинает восприниматься как реальный. Появляется так называемый `синдром Пигмалиона`. Дети эмоциональны, впечатлительны, в отличие от взрослых нечетко различают фантазию и действительность, потому так легко и доверчиво, как в реальный мир, погружаются в жизнь компьютерных героев, со временем даже предпочитая ее жизни подлинной.

С одной стороны, компьютер оказывает положительное влияние на развитие ребенка. Когда он `на ты` с персональным компьютером, то смело выбирает стратегию поведения или самообучения.

C другой стороны, привыкнув к виртуальному миру, он может неадекватно воспринимать мир реальный, поскольку ему проще переходить от конкретных предметов, игрушек к образам, формируемым компьютерными средствами, чем наоборот. Переход к реальным вещам тем труднее, чем больше ребенок увлекается компьютерной игрой. А это, в свою очередь, может привести к негативным изменениям в развитии его личности: ребенок уходит в себя, формируется аутизм. При решении очень сложных задач в динамически меняющихся условиях у него могут обостриться невротические черты, а при выраженной неуравновешенности - возникать болезненные состояния.

Наблюдения показали, что у разных людей под влиянием длительных занятий на компьютере происходят неодинаковые изменения в психическом развитии: у одних уровень интеллекта повышается, у других - снижается.

Вот еще несколько позитивных последствий - формирование деловой мотивации, развитие логического, оперативного мышления, умения прогнозировать. Кроме того, компьютер предоставляет большой набор изобразительных средств: можно создавать не только цвета, но и их оттенки, легко стирая ненужное. А главное, можно экспериментировать до бесконечности. Хочешь - создавай линейный рисунок, а хочешь - комбинируй композицию из цветных фигур или раскрашивай готовый узор.

Сегодня существует множество увлекательных развивающих игровых программ, которые учитывают возраст, индивидуальные возможности и склонности ребенка, способствуют формированию у него абстрактного мышления. Они дают ему возможность менять по своему усмотрению стратегию решения, пользоваться разными уровнями сложности материала и другими видами компьютерной помощи.

В принципе, как утверждают педагоги-программисты, компьютерные обучающие системы обеспечивают контроль и управление учебным процессом, строя динамическую модель конкретного ученика с учетом особенностей его мышления, памяти, восприятия и понимания текста. Одновременно компьютер вырабатывает у юных пользователей такие качества, как аккуратность, точность, рациональность, организованность.

Тем не менее при длительном пользовании компьютером эти положительные качества могут перерасти в отрицательные: точность и аккуратность в педантизм, негибкость, зависимость мыслительных процессов от умной машины. В каждом конкретном случае надо рассматривать, как соотносятся возможности той или иной программы с развитием конкретного ребенка, памятуя, что компьютер, предоставляя разнообразный материал для творчества, сам творить не может, как не может и научить творить ребенка.

Творчество - дар, присущий только человеку. Его невозможно перевести на формально-логический язык компьютера. Поэтому у того, кто работает исключительно с компьютером, гибкость интеллекта снижается, усиливается шаблонность мышления.

Стрелялки, страшилки и тамагочи

Организуя интеллектуальный досуг семьи, родители должны серьезно подходить к выбору детских компьютерных программ, чтобы в информационное пространство не проникли `культиваторы` агрессивного поведения ребенка.

Речь идет о распространенных сегодня компьютерных играх `активного действия`, всякого рода `бегалках` и `стрелялках`. Они таят тройную опасность.

Во-первых, вырабатывают у ребенка привычку к бездумным развлечениям и легкости в достижении цели, отучая от терпения и ослабляя силу воли, столь необходимых для серьезных интеллектуальных занятий. Уже имеется печальный опыт: после пары лет активных занятий такими играми дети не могут связать и двух слов, рассказывая даже о любимой игре, ограничиваются возгласами и междометиями типа `бац`, `ты-ды-ды` и тому подобными. Они охотно и легко ориентируются в компьютерной терминологии, быстро отвечают на тестовые и учебные задания, но, увы, в большинстве случаев не дают правильных решений. У ребенка формируется быстрота реакции, но он теряет способность сосредоточиваться, что необходимо для успешного выполнения учебных задач.

Вторая опасность - отчуждение ребенка от живой природы, от сверстников и родителей, которых якобы может заменить мощный, оборудованный современными мультимедиа компьютер. Так ли это? Действительно ли компьютер может заменить общение с другими людьми и живыми существами?

Во всем мире сейчас среди детей распространена игра в электронного зверька `тамагочи`: дети должны ему помочь вылупиться из яйца, потом кормить, убирать за ним. Если о нем забудут или допустят ошибку в уходе - существо `умирает`.

Казалось бы, какая разница: живой или компьютерный зверек? И тот и другой могут привить ребенку любовь к `братьям меньшим`, научить заботиться о них и вообще о своих ближних. Это особенно актуально для городских семей, в которых часто растет один ребенок и общение с живой природой ограничено. Однако обратите внимание на такой факт: если `тамагочи` погибнет от неправильных действий или коварной воли играющего, никто не назовет его убийцей. Жизнь таким образом становится игрушкой в руках маленького господина. В реальности же такое невозможно, ибо есть законы, существуют наказания. От человека требуется ответственное отношение к любому живому существу, обладающему правом на жизнь, и особенно к самоценности человеческой личности.

Отсюда третья, может быть, самая главная опасность бездушных развлекательных игр, допускающих жестокость со стороны игрока. Моделируя действия ребенка по отражению ударов, компьютер формирует у него агрессивность мышления.

Страх порождает жестокость

Высказываясь против компьютерных игр, психологии, врачи, педагоги не против игры как таковой - в игре ребенок познает мир, развивается. Они выступают против тех игр, которые отрицательно воздействуют на здоровье, интеллект и психику ребенка. Нетрудно представить, что творится в его незащищенном сознании, когда он борется с чудовищами, привидениями и другими монстрами. Некоторые герои компьютерных игр так страшны, что на упаковке написано: `Только для детей старше 5 лет`. Как в таких случаях защитить ребенка от неврозов, навязчивых страхов, лунатизма и прочих психических нарушений?

Страх, как известно, делает ребенка или забитым или жестоким, а бывает - и тем и другим одновременно. Один 5-летний малыш, например, чтобы избавиться от страха быть съеденным динозавром, сам создал себе динозавра и воспитал его так, чтобы с его помощью уничтожать других тварей. Однако страх перед ними не исчез. Его воображение все еще наполнено различными ситуациями борьбы и защиты. Как побороть страх? Можно укрыться под одеялом. А можно и самому стать страшным.

Станьте хозяином искусственного разума                                 Сам по себе компьютер не плох и не хорош, и каким он в результате станет, зависит от пользователя, от его разумного отношения к машине. Невежество и беспечность взрослых опасны не только для телесного и психического здоровья ребенка, но и для них самих. Именно они в первую очередь сталкиваются с результатами своих промахов в воспитании детей; после страдает уже и общество в целом.

Взвешивая все `за` и `против` при покупке компьютера, важно учесть, какой компьютер вы приобретаете, сколько времени будет проводить за ним ребенок и как эти занятия впишутся в его общий режим. Необходимо учитывать содержание программ, качество их подачи и многие другие факторы. Но об этом - в следующий раз.

Галина Лукьянец, кандидат биологических наук,

Людмила Леонова, доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАО